СБП. Дни Мошиаха! 16 Тамуза 5784 г., второй день недели Пинхас | 2024-07-22 13:48

Цель Дарования Торы

Алтер Ребе объясняет цель Дарования Торы, которая заключается в раскрытии Божественности в нижнем мире и объясняет идею счета Омера, которая заключается в подчинении эмоциональных качеств животной души

Перевод:Имануэль Шмулевич 16.06.2024 271 мин.

Алтер Ребе («Ликутей Тора», гл. «Бамидбар», лист 15, страница 3 и далее) объясняет идею Дарования Торы, которое предварялось семью неделями Сфират а-Омер: во время счета Омера подчиняются святости семь естественных эмоциональных качеств животной души1, а Дарование Торы — это раскрытие Высшего Желания2.

Раскрытие Божественности

Алтер Ребе объясняет цель Дарования Торы, которая заключается в раскрытии Божественности в нижнем мире

Сказано в Торе, что Дарование Торы Израилю было в шуме, голосах, громах и молниях3. На первый взгляд не ясно, зачем нужен был этот большой шум, ведь 10 заповедей — это простые вещи: «не убей», «не прелюбодействуй» и т.п.?

Но идея в том, что цель Дарования Торы в том, чтобы произошло в буквальном смысле раскрытие именно в материальных вещах нашего нижнего мира самогó Бесконечного Божественного Света (Ор Эйн-Соф), Благословен Он4, Который «одет» в Тору, являющуюся мудростью Творца. Про это сказано в первой заповеди: «Я Б-г Всесильный твой». В оригинале на иврите «Я» выражено словом אנכי («Анохи»), которое указывает буквально на Суть и Сущность Его, Благословенного. Формулировка же первой заповеди именно так «Я Б-г Всесильный твой» указывает на раскрытие самих Сути и Сущности — до такой степени, что можно назвать Его «Всесильный твой».

Подчинение эмоциональных качеств

Алтер Ребе объясняет идею счета Омера, которая заключается в подчинении эмоциональных качеств животной души

Но для того, чтобы достичь упомянутого уровня и ступени раскрытия самих Сути и Сущности в нижнем мире, необходимо сначала пройти процесс счета Омера. Идея Сфират а-Омер выражена в Торе так (книга «Дварим» 16:9): «Семь недель отсчитай себе от (начала) нанесения серпа на хлеба (в оригинале — „кама“5)». Под словом «кама» подразумеваются естественные эмоциональные качества животной души, которые находятся в позиции самоощущения — т.е. ощущения отделенности от Единства Творца — и самовознесения. Это и похоже на ниву со спелыми хлебами, где полные зерна, налитые колосья стоят «в расцвете» и во всей своей силе. Необходимо подчинить эмоциональные качества животной души и «вознести» над ними «серп», чтобы их «срезать», «переработать» и буквально «перевернуть» их в сторону святости. Так, чтобы они аннулировались как нечто самостоятельное и включились в Божественные архетипы эмоций — т.е. стали бы служить целям духовности.

Раскрытие Высшего Желания

Идея Дарования Торы заключается в объединении всего в Желании Творца, Благословенного, раскрывающегося с самого Верха в нашем нижнем мире

В выше сказанном раскрывается идея Сфират а-Омер. Слово «сфира» означает «отсвет» (корень слова с-п(ф)-р означает именно свечение, яркость — как в драгоценном камне сапфире, «сапир» на иврите). Цель этого отсвета — осветить и очистить 7 эмоциональных качества с целью, как уже говорилось выше, их включения в святость — в Божественные архетипы эмоций.

Все 7 недель счета Омера происходит война Божественной души еврея с его злым началом и животной душой с целью освещения и очищения естественных эмоциональных качеств. Но после окончания этой войны, когда человек покорил, захватил и победил всех своих «ненавистников» — таковыми называются 7 естественных эмоциональных качеств, — тогда само собой раскрывается Высшее Желание Его, Благословенного. На этом уровне святости отсутствует само понятие войны, ибо всё объединяется и сливается в единстве Высшего Желания.

Примером могут служить органы тела, каждый из которых имеет индивидуальные задачи: сила зрения раскрывается в глазах, вот голова, это нога и т.д. Но при этом все органы моментально подчиняются желанию человека — в этом подчинении его воле они едины. На этом примере можно понять и раскрытие Высшего Желания Его, Благословенного, — всё и вся объединяется под Его святой «рукой» совершенным единством без даже намека на разделение, не дай Б-г.

И в этом цель Дарования Торы еврейскому народу: чтобы произошло упомянутое раскрытие такого уровня единства, который намного выше Порядка Мироздания, — внизу, в нашем мире на всех уровнях и через всю цепочку Мироздания через изучение Торы.

И таким образом становится понятным, почему Дарование Торы произошло через простые, понятные идеи как, например, «не убей», «не прелюбодействуй» и т.п. Именно посредством этого Высшее Желание Его, Благословенного, которое выше ограничений мира, спускается и «одевается» в мирские идеи. И всё становится единым с Высшим Желанием.

Примечания переводчика

1. Согласно учению, раскрытому Алтер Ребе и его последователями — главами ХАБАДа, у каждого еврея есть две души-антипода — божественная и животная. Задача божественной — «поднять» животную к святости, т.е. подчинить и направить её силы на изучение Торы и исполнение заповедей Творца вместо присущей ей по природе погони за мирскими («животными») страстями.

2. Высшее Желание («Рацон а-Эльйон») — Желание Творца, ради которого Он создал наш нижний, материальный мир и бесконечные высшие, духовные миры.

3. См. книга «Шмот», глава «Итро» 19:16: «И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане».

4. Ор Эйн-Соф: дословно «Свет Без Конца» — Бесконечный Божественный Свет. Мистическая категория, аллегорически указывающая на прямое раскрытие Всевышнего. Далее этот Свет подвергается различным сокрытиям («цимцум»), чтобы миры могли воспринять от него жизненную энергию и при этом не аннулироваться (в своих «глазах»!) в Его Единстве.

5. В оригинале стоит слово קמה («кама»), которое не имеет эквивалента в русском языке и означает совокупность спелых злаков, стоящих на ниве «в полный рост» колосьев непосредственно перед жатвой.

Переводчик благодарит своего наставника по каббале реб Хаима бен Авраама за ценные замечания к переводу и объяснению понятий.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter