Недельная глава «Корах» — это, без сомнения, одна из самых трудных глав в Торе. Спор, раздирающий еврейский народ, с казалось бы законными жалобами на политику правительства, разрыв в равных правах, классовые различия и т.д.?
[К сожалению, кажется, что со времен Кораха и его общины мало что изменилось… и сегодня мы тоже живем проблемой национального раскола и оспаривания политики правительства].
Однако вопрос из всех вопросов, который необходимо задать, звучит так: «Корах, который был умен, как он ввязался в такую ерунду?» Как мудрый человек оказался втянут в борьбу с Моше-рабейну?
Все величайшие мудрецы всех поколений обращались к этому вопросу, каждый со своим объяснением. Много уроков вынесли о негативной силе споров, о должном почете, который необходимо оказывать лидерам народа и его пророкам, но на этой неделе мы сосредоточимся на чем-то положительном в этой, в общем-то, болезненной недельной главе. Давайте посмотрим на спор Кораха глазами будущего Освобождения и извлечем из него уроки для служения, необходимого сегодня для приведения Мошиаха.
Одно из удивительных объяснений, которое встречается в хасидизме («Ликутей Тора»), заключается в том, что Корах хотел приблизить дни Мошиаха! Тот, кто читает это, наверняка задается вопросом: «Какая связь между болезненным спором и Мошиахом? Разве Мошиах не призван принести народу мир и единство?»
Простое объяснение, основанное на комментарии АРИЗАЛа («Шаар а-Псуким» к Йехезкелю), заключается в том, что в будущем коэны станут левитами, а левиты — коэнами, и это именно то, чего хотел Корах! Корах, который был левитом и двоюродным братом Моше, хотел стать коэном. Что касается Аарона, который был избран коэном, то Корах хотел, чтобы он был левитом! Как во время Освобождения!
АРИЗАЛ объясняет удивительный стих из книги Йехезкеля (44:15), в котором Йехезкель описывает службу коэнов в Храме в будущем. Он говорит: «Коэны-левиты, сыновья Цадока, которые сохраняли стражу в Моем Храме, когда евреи отступили от Меня, они подойдут ко Мне, чтобы служить Мне». Это произошло в конце специальной экскурсии, которую один из ангелов-служителей устроил для Йехезкеля по третьему Храму. Показав ему всю конструкцию здания со всеми его частями и деталями, он также сказал пророку, что потомки Цадока-коэна, который был первосвященником во времена первого Храма и сохранил опеку над Храмом даже во время изгнания, когда еврейский народ покинул Б-га, — это те, кто заслужит служение в третьем Храме.
Но фраза «коэны-левиты» звучит странно, не правда ли? Ведь если они коэны, то они не левиты, а если левиты, то не коэны… Ответ заключается в том, что в дни Мошиаха произойдет перемена ролей: нынешние левиты станут коэнами, а нынешние коэны — левитами, и именно так АРИЗАЛ объясняет удивительный стих…
Почему это должно произойти? Почему их роли должны поменяться местами?
АРИЗАЛ продолжает свое удивительное объяснение, основанное на интересном факте, и говорит, что Йехезкель был единственным пророком, который использовал фразу: «Коэны-левиты, сыновья Цадока». Почему это так?
Корень души Йехезкеля — от Каина (сына Адама, брата Эвеля), поэтому он раз за разом начинает свои пророчества словами: «И ты, сын Адама (человека)», ведь он действительно был сыном Адама, первого человека!
Как Йехезкель, так и левиты! Корень их душ происходит от Каина, в то время как источник душ коэнов — душа Эвеля.
Каин был старшим сыном Адама, поэтому он должен был получить священство, но поскольку он согрешил, право первенца перешло к Эвелю, и Аарон, который происходил из души-корня Эвеля, стал коэном. Однако в будущем, когда мир полностью исправится и все грехи будут исправлены, в том числе и грех Каина, ситуация вернется к тому, что было вначале (и к тому, что должно было быть, если бы не грех). Левиты вернутся к своей первоначальной работе и станут коэнами, а коэны вернутся к своему «нормальному» состоянию и будут помогать левитами.
Как бы удивительно это ни было, это поднимает мощный вопрос относительно всей истории о споре с Корахом. Согласно этому, что такого ужасного было в Корахе? Что он уже сделал? Он просто хотел поскорее привести Мошиаха, и что в этом плохого? Разве не к этому стремится каждый начинающий любавический хасид?
В хасидизме много сказано по этому поводу, и мы приведем краткое изложение, из которого можно извлечь важные и практические уроки о приведении Освобождения.
Коэны уходят корнями в сферу добра («хесед»), а левиты — в сферу строгости («гвура»). Существенное различие между ними заключается в том, как они относятся к Б-жественности. Аналогия этому приводится в хасидизме. Представьте себе двух людей, один из которых стоит на горе, а другой — в долине. Есть два способа соединить их: либо тот, кто на вершине, спускается вниз, либо тот, кто внизу, прикладывает усилия, чтобы подняться.
Добро коэнов представляет собой первый вариант, а идеал, которым руководствуются строгостью левитов — второй. Это наглядно выражается в разнице, с которой коэны и левиты служили в Храме. Служение коэнов совершалось не в суматохе и страсти, а в тишине и намерении, чтобы приношение было с готовностью принято Б-гом, и через это в мир снизойдет духовное и материальное изобилие. Служение левитов, напротив, предполагало пение и исполнение музыки во время принесения приношения, и их задача заключалась в том, чтобы обеспечить восхождение приношения и восхождение физических и материальных аспектов мира к сверхъестественной святости.
В книге «Тания» (глава 50) Алтер Ребе объясняет, что в этом заключается существенное различие между «стихией воды», которая тянется вниз, и «стихией огня», которая постоянно стремится вверх. Это разница между «золотом», которое подобно огню, и «серебром», которое больше похоже на воду. Это борьба между конкурирующими силами, которая началась на заре истории между добром и строгостью, между притяжением вниз и поднятием вверх, между Каином и Эвелем, между водой и огнем, между коэнами и левитами, и так далее. Так кто же прав? Что на самом деле лучше?
Ответ: смотря когда! Правда, пока что главное — привлечь Б-жественность в мир, чтобы мир оставался в своем нынешнем существовании и был пронизан Б-жественным светом, поэтому сейчас коэны — главная сила, а левиты — подчиненные им. Но во время Освобождения ситуация изменится. После того как будет достигнута цель сделать Его «жилищем внизу», у Шхины больше не будет необходимости спускаться вниз; останется только служение Б-гу, поднимаясь все выше и выше в бесконечность. Поэтому души левитов станут главной движущей силой, а коэны — второстепенной.
Корах хотел игнорировать мир, отключиться от необходимости втягивать Б-жественность в творение, в окружающую среду, в общественную структуру. Он хотел отделиться, замкнуться в себе и заниматься только своим самосовершенствованием и личными достижениями, и это стало началом его падения!
Когда мы, не дай Б-г, игнорируем Б-жественную волю и занимаемся только личным возвышением и приобщением к духовным уровням, не глядя на окружающий мир и не видя, как мы можем выполнить нашу миссию «исправить мир», в результате дисбаланс приводит к нежелательным, даже разрушительным результатам, и именно в этом заключался грех Кораха!
Урок, который следует извлечь из ошибки Кораха, прост и всеобъемлющ. Существует множество ситуаций, в которых нам необходимо принимать решение о том, какой подход выбрать, использовать ли добро или строгость, быть ли подобным воде или огню. Ответ заключается в том, что в настоящее время в большинстве случаев мы должны предпочесть добро, а не строгость. Даже если время от времени нам необходимо использовать строгость, это нужно делать расчетливо и ограниченно, чтобы не допустить разрушительных результатов, которые ведут только к раздорам!
В завершение мы расскажем удивительную историю о том, как хасидский подход к добру изменил жизнь человека. Профессор Авраам-Йосеф Поличенко, компьютерный эксперт, специализировавшийся на футуристических науках, был одним из лидеров левого, социалистического движения аргентинского еврейства. В своих статьях, которые публиковались в газетах, он выражал свои крайние антирелигиозные взгляды.
Однажды он решил, что для того, чтобы подкрепить свои антирелигиозные взгляды и выразить их наиболее убедительно, ему необходимо больше информации о религиозном иудаизме. Он попросил многих раввинов научить его иудаизму и рассказал им о своей цели. Никто из раввинов не соглашался, пока он не пришел к хасиду ХАБАДа, который был готов учить его Торе, полностью игнорируя его цель.
Профессор Поличенко начал изучать Тору, и его взгляды постепенно стали меняться, пока он не стал религиозным евреем. Он убедил в этом свою жену, и они оба стали хасидами ХАБАДа. Как любавичский хасид он имел тесную связь с Ребе, так что Ребе даже называл его «мой хасид в Аргентине».
В конце мы расскажем одну чудесную историю. Однажды профессор Поличенко спросил Ребе, можно ли ему носить шерстяной талит. У него с детства была сильная аллергия на шерсть, а в ХАБАДе принято носить шерстяной талит. Ребе ответил, что ему следует носить талит, сделанный только из шерсти.
Невероятно, но как только профессор Поличенко начал строго следить за тем, чтобы носить только шерстяной талит, это не только не беспокоило его, но и перестало вызывать у него аллергию на шерсть!