И вышел (Яаков)

05.12.2016 1504 (2)
И вышел (Яаков)
И вышел (Яаков)

Яаков направляет свои стопы к шатрам Шема, там он изучает Тору, традицию Ноаха, все наследие семитов (Шем, Сим — и есть прародитель семитов), и это же слово, ШЕМ, означает ИМЯ, то есть имя Г-спода, таким образом эти люди служат Имени Б-жьему и ничему другому, и потому-то они названы по Имени Б-жьему.

Там он провел 12 лет, затем направился через Бейт-Эль в Харан, по пути увидел сон с лестницей, а в Харане он думал невесту себе найти из семьи родичей Авраама. Но как найдешь невесту, гроша в кармане не имея? А Эйсав ведь его едва не убил при побеге, послал своего сына Элифаза, да только тот пожалел и не забрал жизнь Яакова, а лишь ограбил его. Так что Яаков теперь был гол, как сокол.

Он подошел к водному источнику и оказал там помощь пастухам, которые сами не могли сдвинуть камень с устья родника. Пока он этим занимался, подошла Рахель. Вода сразу поднялась. Это умение раскрывать силу воды у него еще проявится в будущем. Но и встреча с Рахелью ознаменовалась вот такой активностью родника, который стал фонтанировать. Рахель позвала отца, и он удивился, увидев, что жених пришел без верблюдов и богатых даров — не так, как пришел к ним прежде посланец Авраама за Ривкой. Он ощупал Яакова при официальном объятии, но и в карманах у того никаких сокровищ при этом не обнаружилось.

Яакову было неловко, что он так беден, и он при первой возможности предложил свои услуги в качестве подсобного работника — сторожить стада Лавана. Лаван — так звали папочку невесты. Эти буквы имени значимы. «Наваль», в перестановке букв Лаван — означает «негодяй», только прикидывался «белым и пушистым» (Лаван на иврите означает — белый). Он стал делать вид, что ценил работу Яакова и согласен на его условия. А сам по прошествии семи лет и невесту ему подменил, и условия трудового договора нагло подтасовал.

Яакову пришлось брать в жены также Лею и укрывать от тестя свои реальные доходы и достижения, так как налоговая инспекция Лавана была настоящим придатком мафии. В конце концов Яаков оттуда сбежал, поставив Лавана перед фактом, что больше издевательств не потерпит. Жены его поддержали. Детей на тот момент было 11. В пути родится последний сын — Биньямин. После этого Яаков получил прозвище — Израиль, то есть победивший ангела и людей.

Людей он победил — имеется в виду перехитрил Лавана. А ангелов — имеется в виду ангел Эйсава по имени Пниэль. Это загадочная ситуация, когда он боролся с ангелом, потом стал прихрамывать и солнце его подлечило. Он, собственно, пошел за какими-то мелкими предметами утвари, которые оставил на другом берегу ручья. Эти мелкие сосуды, горшочки, кувшины в каббале обсуждаются отдельной статьей (см. «Ликутей Тора» АРИЗАЛа). И вот на Яакова нападает неизвестный и борется с ним до зари. Потом нарекает ему имя: Исраэль. В знакомом написании — Израиль.

Иногда возвращаешься куда-то непонятно зачем, за какой-то вроде бы ерундой. А там тебя ожидает бой с ангелом враждебной цивилизации и Оскар, с церемонией вручения. Ты — победитель.

Чудны дела Твои, Г-споди! И тут же хромота Яакова становится причиной аллегорического понимания случившегося: вывихнутый сустав — намек на 9 Ава, день разрушения обоих Храмов.

Как все сложно. Как все взаимосвязано, взаимо-подменяемо. Эффект бабочки.

А если бы не пошел за кувшинчиками, а? Обошлось бы без вывиха бедра (смещения) и без разрушения Храмов? Может, в параллельных Вселенных так и случилось? Может, где-то стоят оба Храма, совсем готовые спуститься к нам сюда и прилепиться к Третьему (с которым все понятно: он-то точно уже на подходе).

А если бы Яакову потребовался, допустим, больничный или страховка. Что бы он написал? «Повреждение бедра вследствие борьбы с ангелом-представителем враждебных сил?»

Современный человек, читая этот древний текст, непременно должен почувствовать зуд здоровых вопросов, детское любопытство, поиск земной логики.

А главное: как Яаков вообще мог победить ангела?

Ну, вот и есть у нас теперь мотивация открыть Тору с разными комментариями, порыться в них, сопоставить, найти новые подходы и углы зрения. Это то же самое, что покупать вкусные продукты в честь шабата. Что купишь до шабата — то и будешь есть. Что наработаешь за неделю в изучении — то и обеспечит тебе раскрытие тайн Торы в шабат. Желаем вам интересных открытий и хорошего товарища и учителя рядом с вами.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter