Алтер Ребе в книге «Тора Ор» (гл. «Вайехи» 15а) объясняет, что в Дни Мошиаха еврейский народ достигнет своего совершенства, поэтому они смогут также «поднимать» животных к святости и исполнять заповеди согласно тому, что установил Всевышний волей Своей.
Совершенство действия
Алтер Ребе объясняет, что в Дни Мошиаха наступит совершенство в исполнении заповедей, как это было у Адама — первого человека.
Сказано в Торе («Берейшит» 49:11): «Привязывает к виноградной лозе своего осла, к ветви — сына ослицы своей; моет в вине свое одеяние и т.д.». Эти слова относятся к Дням Мошиаха, как продолжение сказанному ранее (49:10): «Не отойдет скипетр (власти) от Йеуды и стило закона от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение народов».
Объяснение такое. Вот, известно, что Дни Мошиаха это время, о котором сказано («Дварим» 7:11): «Сегодня исполнять их», так как в это время наступит достижение совершенства в отношении всех действий. Это подобно тому, как в Раю основная работа человека была «возделывать его и охранять его» (см. «Берейшит» 2:15). «Возделывать» — это заповеди «делай», а «охранять» — это запреты «не делай».
И вот, мы говорим: «И там будем мы совершать пред Тобою предписанные нам жертвоприношения… согласно заповеди, установленной волей Твоей и т.д.», что основное действие это совершение жертвоприношений, которые мы не имеем возможности приносить находясь в изгнании. И хотя в это время мудрецы установили молитву вместо жертвоприношений, но эта молитва не соответствует в буквальном смысле «заповеди, установленной волей Творца».
Работа жертвоприношений
Почему жертвоприношения во время Освобождения выше молитвы во время изгнания? На первый взгляд, должно быть наоборот — ведь во время молитвы происходит возвышение души человека, который прославляет Всевышнего, а во при жертвоприношениях осуществляется работа животной души.
Но дело в том, что в наше время вся работа по соблюдению заповедей состоит в том, чтобы приблизить душу к бесконечному свету Всевышнего, так как «душа человека жаждет прямого контакта со Всевышним, стремится к этому, горит желанием соединиться с Ним, чтобы укрепить свою связь с Источником жизни» (см. «Тания», послание №18). Но исполнение совершенства творения во времена Мошиаха с помощью заповедей и жертвоприношений также осуществляется с помощью поднятия выше и выше. Только во время изгнания душа человека не может подняться до этого уровня, так как она связана с «низом». Но в Дни Мошиаха, когда исполнится сказанное (Йешайа 40:5): «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода», наступит время исполнения и произойдет понятие искр, которые находятся даже в животных.
И это возможно потому, что достижение человеком своего совершенства возможно только в Дни Мошиаха, как сказано (Йешайа 52:13): «Вот, преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно». Слово «чрезвычайно» («меод») имеет те же буквы, как и слово «человек» («Адам»). Также это аббревиатура имен Адам, Давид и Мошиах и она указывает на то, что в Дни Мошиаха человек достигнет своего совершенства и наступит время исполнения заповедей во всей полноте, а это и будут «жертвоприношения… согласно заповеди, установленной волей Твоей». А во время изгнания это только для поднятия души.
Поэтому в процитированном вначале отрывке из Торы говорится о «виноградной лозе». Это намек на вино, которое радует людей во время исполнения заповеди.