СБП. Дни Мошиаха! 24 Сивана 5784 г., первый день недели Корах | 2024-06-29 20:10

Все евреи — цельный слиток!

Души называются свечами, а общность народа Израиля называется «Менора». Все евреи — цельный слиток, влияют друг на друга и все как один получают влияние от семи пастырей. Объясняется пример сосуда, масла, фитиля и света огня, который «ухватывается» за них. Под этими символами имеются ввиду душа, заповеди и изучение Торы.

Перевод:Имануэль Шмулевич 27.06.2024 216 мин.

Алтер Ребе («Ликутей Тора», гл. «Беаалотха» 33б) объясняет идею сравнения еврейского народа с золотой Менорой в Храме, которая была высечена из цельного слитка. Также он объясняет, почему душа называется светильником, при том, что также и заповеди называются светильниками.

Менора вся из золота

Души называются свечами, а общность народа Израиля называется «Менора».

Сказано: «Видел я — вот Менора вся из золота, и чашечка на верху ее, и семь светильников на ней…» (Захария 4:2). И вот находим в Писании, что души называются светильниками (свечами): «Душа человека — светильник Б-га» (Мишлей 20:27). А выше упомянутые семь светильников Меноры — это души семи пастырей1, которые привлекают божественность к общности душ евреев.

В свою очередь общность душ евреев называется Менорой — «Менора вся из золота». Речь именно о всех душах как едином целом, а не о каждой душе как индивидуальности. В таком случае душа называется свечой-светильником.

Цельный слиток

Объясняется, что все евреи — цельный слиток, влияют друг на друга и все как один получают влияние от семи пастырей.

Менора была сделана из одного цельного слитка золота путем искусной чеканки молотом сверху вниз и снизу вверх. Это символизирует взаимопроникновение верхов в низы, а низов в верха.

По примеру этого и души евреев, ведь «Все евреи ответственны друг за друга» (в оригинале — כל ישראל ערבים זה בזה)2. Это можно понять как מעורבים, т.е. «смешаны» друг с другом, ведь души евреев называются «Адам» («Человек»). Как у человека нога получает жизненность от головы, но и голова что-то также получает от ноги. Ведь голова нуждается в ноге, чтобы всё «подвластное» ей тело могло ходить. Так же и все евреи вместе называются одним Человеком и одним слитком — ведь даже те, кто находятся на уровне головы народа, получают что-то от тех, кто на уровне ног.

«Заповедь — светильник, и Тора — свет»

Объясняется пример сосуда, масла, фитиля и света огня, который «ухватывается» за них. Под этими символами имеются ввиду душа, заповеди и изучение Торы.

Заповеди тоже называются светильниками, как сказано «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» (Мишлей 6:23). Также и 248 повелевающих заповедей, которые называются аллегорически 248 «органов тела Короля», включая две руки, — по числовому значению равно гиматрии слова «светильник» («нэр»).

Теперь нужно понять, почему как заповеди, так и души евреев называются светильниками.

Идея в том, что на языке Торы «нэр» («светильник») — это сосуд, в котором находится масло и фитиль, как сказано (гл. «Пкудей» 39:37): «Светильники расположения и все её (Меноры) сосуды». Также и масло с фитилем сами по себе называются «нэр», как сказано («Шмот» 30:7): «Направляя светильники». Речь идет о подготовке масла и фитиля перед зажжением.

И вот также и души евреев называются «светильник» по названию сосуда светильника, задачей которого является вмещать в себя масло и фитиль. Так же и души — они «сосуд» для заповедей. А сами же заповеди называются «заповедь — светильник» по описанной выше идее единства масла и фитиля как светильника, поскольку за них — как за масло с фитилем в материальной аналогии — «ухватывается» божественный свет.

В этом раскрывается идея «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет». А именно то, что заповеди называются светильником (масло + фитиль). За них «ухватывается» свет Торы: «И Тора — свет». Ведь светом от светильника («ор» на иврите) не может называться ничто другое, кроме как свет огня, образуемый от выгорания масла через фитиль. От количества и качества масла и фитиля зависит и яркость света. Если фитиль из лучшего, самого подходящего материала, то и образуемый свет будет более ярким, чистым. Так же и если будет много масла, то светильник будет светить дольше. Так же, если добавить к этому маслу больше фитилей, то увеличится свет и т.д. Таким образом получается, что основа раскрытия света — именно посредством масла и фитиля.

Так и Тора, как говорят наши мудрецы, является комментарием и объяснением заповедей. Например, вопросам заповедей субботы посвящен трактат Талмуда «Шабат», вопросам заповедей «Песаха» посвящен трактат «Псахим» и т.д. Так и вся Тора — свет и раскрытие понимания заповеди, а именно как, каким образом её исполнить.

Примечания переводчика:
1. Семь пастырей упоминаются в пророчестве Михи (см. глава 5), которое связано с миром, который будет у евреев с приходом Мошиаха. Талмуд в трактате «Сукка» (52) раскрывает личности пастырей: Король Давид по центру, справа — Адам, Шем, Метушелах, слева — Авраам, Яаков, Моше.
2. «Все евреи ответственны друг за друга» — известный постулат иудаизма, который именно такими словами формулируется в комментарии РАШИ на один из стихов в главе «Бехукотай» (26:37). Сам РАШИ основывается на 7-й главе мидраша «Шир а-Ширим раба», где постулат сформулирован идентичным выражением.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter