Яаков в Харане

19.11.2004 4073 (0)
Источник: беседа 7 кислева 5712 г. (1951 г.)
Яаков в Харане
Яаков в Харане

В сегодняшней главе рассказывается, как Яаков совсем один шел в чужую страну. Когда он туда пришел, у него не было ничего. Он думал, что у него все будет в достатке, но увидел, что нет у него ничего, «ибо с посохом моим перешел я Иордан этот». Несмотря на это, он шел с легким сердцем и без опасения, ибо он полагался на Всевышнего.

Придя в Харан, он увидел, что там ему не на кого положиться, что ему нельзя положиться даже на родственников. Даже дядя его, Лаван, обманул его. Однако он не перестал, упаси Б-же, полагаться на Всевышнего. И потому, хотя для этого потребовалось много лет («днем жег меня зной, а ночью холод»), он трудился, не теряя надежды, и в конце концов ушел оттуда с большим достатком, с великим богатством, но главное — ему было дано то, что названо в Торе «постель его была совершенна»: все его дети были такими, какими они должны были быть — совершенными, безо всякого изъяна.

У Авраама был хороший сын, Ицхак. Но у него был еще один сын, Ишмаэль. У Ицхака был хороший сын, Яаков, но был и Эйсав. Хотя оба — и Авраам, и Ицхак — воспитывали своих детей в Стране Израиля, а не в странах изгнания, все же было возможно, что у них были такие дети, как Ишмаэль и Эйсав. Яаков же жил со своими детьми в изгнании и, как он утверждал, не мог он ни на кого положиться — «откуда придет моя помощь», «пусть скажет теперь Израиль» (а здесь имеется в виду праотец Израиль, то есть Яаков).

Он тяжело трудился и одновременно должен был прилагать усилия, чтобы его дети, как сыновья, так и дочери — двенадцать детей, растущих на чужбине среди совершенно чужих людей, не переняли обычаев Харана, чтобы они прониклись Торой, которую он, их более чем столетний отец, получил от своих родителей и от своих предков, Шема и Эвера, и принес с собой в новую страну за Иордан. Все это Яаков сумел успешно выполнить, а потому и достиг того, о чем сказано: «И весьма разбогател этот человек». В самом простом материальном отношении он стал обладателем богатства, и это богатство сопровождалось успехом и счастьем, и было у него гораздо большее богатство — из изгнания он вывел всех своих сыновей и дочерей сохранившимися в полном совершенстве, доступном человеку.

С чем это сравнивается по отношению к нашему времени, ясно: с положением евреев вообще и, в частности, с воспитанием. Мы видим воочию, что все, что нам обещано другими, все их уверения, — совершенное ничто. «Помощь моя от Б-га». Единственный, на кого мы можем положиться, это наш Отец в Небе, только на Него мы можем положиться, и мы связаны с Ним через Тору и заповеди.

Если мы будем воспитывать детей в традиционном духе Торы, — «..народ этот отдельно живет» — в наших собственных хедерах и в наших собственных йешивах, в духе Торы Всевышнего, принятой нами от наших родителей и предков, Торы, которой сопутствует страх перед Небом, без всяких компромиссов, будет «постель совершенной» так что «мы пойдем с нашими отроками и старцами, с сыновьями и дочерьми нашими». Когда придет Мошиах, мы сможем с гордостью сказать: «Вот наши воины, наша армия „мейд ин Америка“ („рожденные в Америке“), и все же они — полноценные евреи, готовые к Геуле, к освобождению».

И да будет на то воля Всевышнего, чтобы мы все пошли навстречу нашему праведному Мошиаху вскоре и в наши дни. Амен.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter