Эпизод у колодца: проблематика изгнания и избавления из него

03.02.2020 471 (0)
Эпизод у колодца: проблематика изгнания и избавления из него
Эпизод у колодца: проблематика изгнания и избавления из него

Сказано в Торе (гл. «Вайеце» 29:2-3): «И посмотрел (Яаков), и вот колодец в поле». Комментаторы видят в этом эпизоде много намеков. МАЛЬБИМ объясняет так:

И я считаю, что когда Яаков увидел этот колодец, то понял суть этих намеков, которые связанные с будущим. И это связано с тем, что греческие мудрецы спросили у рабби Йеошуа: «Колодец, который в поле — как перенести в город?» Он же (р. Йеошуа) ответил им: «Сделайте канаты из отрубей и смогу его перенести».

Объяснение этому таково: влияние Всевышнего называется колодцем живой воды, как сказано (Ирмеяу 2:13): «Ибо Меня покинули, источник воды живой». Называется оно так, поскольку является неизменным, источником добра и счастья. И все то время, пока евреи находятся в Земле Израиля — колодец находится в городской черте.

Однако, когда они в изгнании, и Шхина вместе с ними — колодец находится в поле. Это и имели в виду афинские мудрецы задавая свой вопрос: «Как можно представить, что колодец будет перемещён обратно в город, и Шхина вернётся в Сион?» На это р. Йеошуа ответил, что произойдёт это, если «отруби обратят в канаты»: основная причина изгнания — беспричинная ненависть, и все время пока евреи подобны отрубям и отходам — они не могут соединиться чтобы снять единым «канатом».

И это то, что Яаков понял, увидев колодец в поле. То есть нахождение евреев в изгнании из Земли Израиля было трижды: в Египте, Вавилоне и в Эдомском изгнании (во время греческого изгнания евреи не были изгнаны из своей земли).

И также об этом сказано: «И вот, три стада размещены возле него…». Имеется в виду, что даже во время изгнания стада будут черпать силы из этого источника, поскольку все их существование — благодаря наблюдению Всевышнего и его влиянию.

Только лишь огромный камень преграждает устья колодца — имеется виду то, что злое начало и грехи подобны покрывающему колодец камню, который не дает получить доступ к воде спасения. И только тогда когда соберутся там все стада, то есть все евреи объединятся, став «народом единым» — только тогда откатят они камень и раскроют источник изобилия.

Возвращение же к грехам приводит к тому, что камень этот откатывается назад. Пока не «подступится Яаков», в заслугу которого будет построен Третий Храм, подобно тому, что ему было показано в видении с лестницей и ангелами. А камень, объединившийся из камней у его изголовья (во время видения) указывает на то, что он отодвинет камень с устья колодца (как было сказано выше), когда приблизится Рахель со своей святой паствой к Яакову, чтобы напоить её.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Вайеце (другие статьи):