Повесть о двух Лузах
В нашей главе рассказывается, как Яаков, спасаясь от гнева своего брата Эсава, засыпает по пути в безопасном место и видит невероятный вещий сон. Когда он просыпается, то понимает, что спал в святом месте: на месте будущего Храма. Когда Яаков осознает значение места, где ему приснился сон, он называет это место «Бейт-Эль» («Дом Б-га»). Затем Тора добавляет то, что на первый взгляд кажется ненужной информацией: первоначально этот город назывался «Луз».
Мидраш рассказывает нам несколько впечатляющих вещей о городе Луз:
1. Это Луз, в котором красили «тхелет» [синюю нить цицита].
2. Это Луз, в который пришел Санхерив, но не смог изгнать его жителей, [и который] Навуходоносор не мог уничтожить.
3. Это Луз, над которым ангел смерти никогда не властвовал.
4. Когда люди в этом городе становятся очень старыми, их выводили за городские стены, и они умирали.
Комментаторы отмечают, что Мидраш, похоже, путает город Луз с другим городом с таким же названием, обсуждаемым в «Книге Судей», который находился далеко от места будущего Храма. Действительно, Талмуд использует все эти необычные характеристики Луза по отношению к другому городу, а не к Иерусалиму.
Казалось бы, Мидраш прекрасно осознавал данное несоответствие, но хотел соединить эти два города. Мидраш был «обеспокоен» необходимостью Торы сообщить нам, что город, который Яаков назвал Бейт-Эль, изначально назывался Луз. Почему это важно? Тора — это не книга по географии или истории; Тора, как следует из ее названия, является книгой наставлений. Мидраш хочет знать, какое сообщение несет эта информация.
Таким образом, Мидраш обращается к необычным характеристикам другого Луза, чтобы определить духовные характеристики Бейт-Эля, будущего места Храма.
Нет смерти в городе синей краски
Первой из этих характеристик является синий краситель, известный как «тхелет», который был необходим для окрашивания одной из нити кистей, которые мы размещаем по углам нашей одежды («цицит»).
Талмуд описывает цвет «тхелет» как подобный цвету неба. Смысл здесь в том, что когда еврей носит «цицит» в качестве напоминания о всех заповедях, необходимо, чтобы одна из нитей была окрашена в синий цвет, чтобы напоминать нам о Небесах. Для человека, погрязшего в материалистических поисках, простого напоминания недостаточно. Человек должен направить свой взор к Небу, чтобы получить духовно возвышенный опыт, который побудит его следовать всем заповедям.
Кроме того, слово «тхелет» означает, что человек охвачен пламенной страстью и сильным стремлением приблизиться к Б-гу.
Все это ощущалось в Иерусалиме, особенно в Храме, месте будущего, на котором спал Яаков.
Все евреи объединились в Иерусалиме
Санхерив был ассирийским монархом, изгнавшим десять колен. Это изгнание стало первым прецедентом, когда большинство евреев больше не проживало в Земле Израиля, что повлияло на ее правовой статус. Например, законы, касающиеся юбилейного года, больше не действовали, потому что они применялись только тогда, когда большинство евреев проживало в Израиле. Но эти законы вернутся, когда Мошиах соберет всех изгнанных евреев.
Тот факт, что Луз, заменяющий Иерусалим, не был включен в ассирийское изгнание, символизировал идею о том, что даже после изгнания десяти колен Иерусалим и место Храма объединяют всех евреев, как если бы они все присутствовали в Храме. Все наши молитвы обращены к Храму, где все они сходятся и объединяют нас как одно целое. Как сказал Баал-Шем-Тов: «Человек там, где находятся его помыслы». Молитва в направлении Храма фактически помещает нас туда вместе со всеми другими евреями, которые участвовали в молитве.
Вавилон возвращает дух Иерусалима
Хотя Навуходоносор в конечном итоге разрушил Храм и Иерусалим, это было всего лишь актом физического разрушения. Духовное Святилище никогда не могло быть разрушено. Оно остается живым по сей день в каждой синагоге и в каждом доме учения.
Точнее говоря, вавилонское изгнание породило возрождение изучения Торы в Вавилонии, что в конечном итоге привело к появлению Вавилонского Талмуда.
Тот факт, что Яаков наткнулся на место под названием Луз, город-тезка которого был невосприимчивым к завоеванию Навуходоносора, указывает на тот факт, что даже когда Храм был разрушен, его сущность сохранилась. По словам Талмуда: «С того дня, как Святой Храм был разрушен, Б-гу не осталось места в мире, кроме четырех локтей закона».
Возможность пробуждения из мертвых
Тот факт, что Иерусалим связан именем Луз с городом, жители которого были невосприимчивы к смерти, предполагает, что вероятность пробуждения мертвых, которое последует за пришествием Мошиаха, уже существует. Она исходит из города Иерусалима и Храма.
Традиционными словами утешения для скорбящих является фраза: «Да утешит вас Вездесущий среди других скорбящих Сиона и Иерусалима». Почему мы упоминаем скорбящих Сиона и Иерусалима, утешая конкретного человека? Одна из причин, объясняет Ребе Король Мошиах, заключается в том, что как разрушенный Храм в конечном итоге будет восстановлен, так и умершее тело в конечном итоге вернется к жизни, и смерть прекратится.
Отсюда мы видим, что образцом пробуждения мертвых является Храм.
Несокрушимая косточка
В дополнение к связи Иерусалима с бессмертным городом Луз, рабейну Бехайе объясняет, что это также связано с неразрушимой частью анатомии человека, называемой «луз». Согласно Талмуду, это косточка, которая будет служить ядром реконструированного тела.
Обращение к Иерусалиму как к Луз открывает нам тайну Иерусалима как вечного города. Подобно тому, как косточка «луз» неразрушима и обеспечит ядро новой жизни в мессианскую эпоху, Иерусалим — вечный город (как и евреи — вечный народ).
Следовательно, когда Яаков приходит на Храмовую гору в центре Иерусалима, где Б-г открывается ему и обещает ему и его потомкам наследие Земли Израиля, Б-г намекает на несокрушимость своего народа и вечный характер этого народа и земли, которую они унаследуют, в частности Иерусалим и Святой Храм.
19-е благословение
Когда в Талмуде обсуждается важная молитва «Амида» (которая изначально состояла из 18 благословений и поэтому называется «Шмоне Эсре»), утверждается, что благословения соответствуют 18 позвонкам. [Комментаторы согласовали современную анатомию с талмудической традицией 18 позвонков]. Затем Талмуд спрашивает, как насчет 19-го благословения, добавленного позже, чтобы попросить Б-га уничтожить доносчиков и других злых людей? С чем соотносится это 19-е благословение?
Талмуд отвечает, что оно соответствует «маленькому позвонку», который в соответствии с комментарием называется «луз».
Как неразрушимая косточка соотносится с благословением, в котором мы просим Всевышнего наказать нечестивых?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что отличает косточка луз от всех других частей тела человека, подверженных смерти и разложению. Мидраш учит нас, что эта косточка была единственной частью тела Адама, на которую не повлиял запретный плод Древа Познания. Следовательно, проклятие смерти, которое поразило человечество в результате греха Адама, не распространяется на луз.
В основе вышеизложенной мысли лежит вера в то, что душа чистая и святая, а человеческое тело обладает нетленной сердцевиной.
Когда была составлена оригинальная молитва «Амида», в ней было, как сказано, 18 благословений. Число 18, конечно же, соответствует слову «хай» — «жизнь». Эти благословения были просьбой о поддержке Б-га во всех жизненных вопросах. Однако когда общество выродилось и злые влияния стали угрожать самой сути иудаизма и еврейского народа, мудрец Шмуэль включил в молитву 19-е благословение. В то время как число 18 представляет обычную форму жизни, 19 — это сила нерушимого, нетленного ядра луз, которое обеспечивает чистоту и жизнь даже в сфере физического и разлагающегося.
Таким образом, она обладает силой нейтрализовать негативные аспекты, которые угрожают жизни, связанной с 18 благословениями. Эта 19-я молитва содержала силу, чтобы удалить все следы зла, оставшиеся от греха Древа Познания, который привел к смешению добра и зла, что, в свою очередь, привело к смерти.
19-го Кислева: Рош а-Шана для вечной жизни
Число 19 приобрело еще большее значение в современной истории. 19 числа месяца Кислева 5559 (1798) года рабби Шнеур Залман из Ляд (известный как Алтер Ребе, основатель ХАБАДа) был освобожден из тюрьмы. В результате он получил новую жизнь. Это позволило ему продолжать и расширять распространение учения хасидизма. Этот день стал известен как «Рош а-Шана хасидизма» и знаменует собой важный поворотный момент на пути к приходу Мошиаху и Освобождению.
Баал-Шем-Тов рассказал, что он вознесся в высшие миры и спросил Мошиаха: «Когда ты придешь?» Мошиах ответил: «Когда твои источники знаний будут распространены в самые отдаленные уголки». Таким образом, приближение к приходу Мошиаха началось по большому счету после 19 Кислева 1798 года, когда был освобожден Алтер Ребе, и этот процесс получил значительное ускорение с распространением хасидизма.
То, что все началось 19-го числа месяца, не случайно. В свете нашего анализа 19-го благословения и его связи с поддерживающей жизнь и отрицающей смерть косточкой луз, разумно сделать вывод, что освобождение Алтер Ребе из тюрьмы нанесло серьезный удар по силам зла и продвинуло наступление вечной жизни.
В общем, эта движущая сила представлена числом 19; на один больше 18, поскольку это вносит бессмертие в общепринятые представления и жизненный опыт.
В тени COVID-19
Все в мире происходит по Промыслу Всевышнего. Тот факт, что в прошлом году мы начали жить в тени пандемии под названием COVID-19, должен быть связан с неуничтожимой силой переосмысления жизни косточки луз. Это связано с числом 19.
Возможно, таким образом Б-г говорит нам, что мы приближаемся к последнему испытанию, поскольку мы находимся на самом пороге мессианской эры и пробуждения мертвых, связанными с числом 19.
Есть еще одна подсказка:
По светскому календарю сейчас 2020 год. Ребе Король Мошиах сказал нам, что единственное, что мы должны сделать для Освобождения — это «открыть глаза». Победив последние остатки негатива, мы откроем глаза, обретем зрение 20/20 и увидим окончательное Освобождение!