СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 02:09

Мир очищен накануне Освобождения

Какая разница между признаком нечистоты белого волоса и распространением болезни, и знаком нечистоты здоровой плоти в проказе («цараат»)?

Перевод:Д. Беляев 18.04.2023 637 мин.

Начнем с шутки. Джон стоит в пробке на оживленном шоссе. Вдруг он видит, как какой-то человек подходит от машины к машине. Мужчина останавливается возле него и вежливо просит опустить окно. «Что происходит? — спрашивает Джон. — Почему мы стоим на месте?» «Рядом со следующим выездом террористы взяли в заложники премьер-министра. Они угрожают облить его бензином и поджечь, если не получат миллион долларов. Мы ходим от машины к машине и просим сделать пожертвования». «Сколько дает каждый водитель?» — спросил Джон. «Около литра…»

Загадка чистоты

На этой неделе мы учим недельные главы «Тазриа-Мецора», которые посвящены, прежде всего, законам, связанными с проказой («цараат») и очищением. В начале недельной главы перечисляются различные виды проказы («цараат») и даются их названия («сеэт», «сапахат», «баэрэт»). Тора учит нас признаку нечистоты — белым волосам, законам первого карантина и второго карантина, а также о распространении этой болезни. Все это в семи стихах, в главе 13, со второго по восьмой стих.

В девятом стихе начинается другой раздел, который написан в стиле новой темы: «Если язва проказы будет на человеке, то будет приведен он к священнослужителю», так, словно до сих пор мы не говорили о проказе («цараат»). И в этом (втором) разделе Тора учит нас признаку нечистоты «зажившее (место) здоровой плоти» и закону о том, что «Все побелело, чисто это».

Возникает вопрос: почему Тора разделяет эти темы? Какая разница между признаком нечистоты белого волоса и распространением болезни, и знаком нечистоты здоровой плоти в проказе («цараат»)? Почему они написаны отдельно и в стиле новой темы? Ведь до сих пор мы рассматривали тему проказы («цараат») и ее признаков, а теперь… теперь мы рассматриваем тему проказы («цараат») и ее признаков! Почему надо было разделить, а не соединить их?

В продолжении недельной главы мы несколько раз встречаем это разделение на отдельные части, например, законы о волдыре или шраме от ожога, а также законы о проплешине в волосах на голове или бороде, но в этих местах все очевидно, потому что речь идет о новом виде заболевания, о котором до сих пор мы не упоминали. Но самое необычное, что Тора, судя по всему, относится к первым двум частям как к отдельным темам.

В глубокой беседе Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет сложность этого места в тексте и совершенно удивительным образом связывает ее с будущим Освобождением.

Но прежде чем мы углубимся в объяснение, давайте проанализируем концептуальный вопрос в законах о проказе («цараат»). Как уже говорилось, один из законов, который Тора устанавливает во втором разделе, о котором мы говорили, — это закон о том, что если «Все побелело, чисто это». То есть человек, полностью покрытый проказой («цараат»), который идет к коэну, чист! Это звучит странно, не так ли? Маленькое белое пятнышко делает человека нечистым как минимум на неделю, а белизна, покрывающая все тело, делает его чистым?!

На этом загадка не заканчивается. Закон гласит: «Тот, кто приходит уже весь побелевшим, — нечист», и только тот, кто был нечист из-за проказы («цараат»), а затем проказа («цараат») распространилась и покрыла его тело, — чист. Звучит абсурдно, не так ли? Чистые — нечистые, а нечистые — чистые? О чем тут речь? Это как в случае с красной коровой!

Как всегда, Ребе может объяснить абсолютно понятно очевидную нелогичность. Ребе связывает это со спором между РАШИ и «Учением коэнов» [по книге «Ваикра»]; как вариант, между уровнем пшат («простой смысл текста») и мнением еврейского закона. Ребе приводит интересный факт, а именно: РАШИ в своем комментарии к Торе не упоминает этот закон (что только если «прокаженный» побелел, уже находясь в состоянии нечистоты, он чист), хотя этот закон, казалось бы, необходим для простого понимания текста, поскольку он объясняет повторение и избыточность нескольких слов, как это приводится в «Учении коэнов» и в законоучителях.

Ясно и просто

Причина этого, говорит Ребе, очень проста. Потому что, согласно РАШИ, по простому смыслу текста, даже тот, кто изначально кажется полностью белым, чист! Потому что, согласно РАШИ, чистое состояние «всего белого» — это не постановление Торы, лишенное смысла, идущее вразрез с логикой. Совсем наоборот, по мнению РАШИ (а также других комментаторов Торы, каждый из которых считает по-своему), логика и объяснение этого закона просты: распространение проказы («цараат») по всему телу указывает на то, что это не кожная болезнь или внутренняя инфекция определенной части тела, а особенности тела этого конкретного человека! Так и есть, что он имея такую особенность тела, (по крайней мере, на данный момент) белый!

Поскольку это рациональное и простое рассуждение свидетельствует о том, что особенности (кожи) этого конкретного человека — в том, чтобы он стал белым, нет причин различать, был ли он таким изначально или это распространилось, когда он уже находился в состоянии нечистоты. Поэтому, согласно буквальному прочтению текста, они оба чисты.

По сравнению с мнением еврейского закона, чистота «всего белого» — это не основанный на разуме закон, а это указание Торы, которое не может быть под вопросом. Поэтому по мнению еврейского закона мы можем провести различие и сказать, что если это появляется у кого-то чистого, он становится нечистым, а если это появляется у кого-то нечистого, он становится чистым. Без обоснованной аргументации и без объяснений. Так говорит Тора, и так постановляет еврейский закон.

Теперь мы можем также объяснить текстуальную трудность в структуре стихов. Причина, по которой второй раздел трактуется так, как будто это новая тема, заключается в том, что он действительно содержит большое новшество. То есть, что юридическое определение «нега» (болезни, дающей повод подозревать проказу) применяется только тогда, когда проказа находится в определенной части тела, но когда весь человек белый, это не относится к категории «поражение проказы», потому что такова природа человека, так что законы проказы и необходимость очищения не применяются.

В Тамлуде («Санедрин» 97а) сказано: «Сын Давида [т.е. Мошиах] не придет, пока все правительство не обратится в ересь». Мудрецы находят подтверждение этому в стихе: «Все побелело, чисто это». Как говорит РАШИ: «Когда недуг распространится по всей коже, так и когда все правительство обратится в ересь, придет Освобождение». Все это звучит устрашающе и вызывает чувство паники. Кто хочет жить при такой власти? Как может это ужасающее правительство быть признаком наступления Освобождения?

Однако, как мы убедились ранее, Ребе находит логику в каждом удивительном явлении и объяснение на каждый вопрос. Исходя из вышесказанного, можно рассматривать закон «она стала совершенно белой» двумя противоположными способами. Точно так же можно сказать в связи с «правительством ереси» во время Освобождения, что это негативный знак, что ситуация будет настолько ужасной и невыносимой, что Б-г будет как бы вынужден (так скажем) привести Освобождение. С другой стороны, мы можем посмотреть на это с более обнадеживающей, позитивной точки зрения. Мы можем сказать, что это положительный знак, потому что он указывает на то, что мир совершенствуется настолько, что становится очевидным (по выражению Ребе), что любая система правления, которая не соответствует власти Небес, относится к категории «ереси».

На самом деле, эти два объяснения полностью совпадают. Согласно «Учению коэнов», закон «Все побелело, чисто это» — это постановление Торы, которое ничего не говорит об истинном состоянии человека, о котором идет речь, так и обращение правительства в ересь ничего не говорит об очищенности мира. Освобождение, которое наступит после низкого духовного состояния, является «постановлением Торы» как необъяснимое вмешательство Б-га. Оно не связано с состоянием мира, потому что мир сам по себе не может быть достойным Геулы. Но в свете объяснения РАШИ, приведенного Ребе, закон «она стала совершенно белой» абсолютно логичен и основан на разуме. Это явное доказательство того, что здесь нет никакого недуга, а только чистота; это признак не нечистоты, а чистоты. Точно так же обращение правительства в ересь указывает на очищение мира до такой степени, что единственная истинная власть — это власть Небес, и, следовательно, мир становится достойным и готовым для Освобождения.

В дополнение к этому мы расскажем о том, как Ребе объяснил бывшему премьер-министру Ицхаку Рабину истинную функцию еврейского правительства. В нисане 5732 года Рабин, который был послом Израиля в Вашингтоне, отправился в 770, чтобы передать благословение от всего Израиля по случаю семидесятилетия Ребе. Несколько лет спустя в газете «Еврейский дом» появилась статья, автор которой рассказал, что присутствовал на частном мероприятии в Канаде, на котором выступал Рабин, когда тот неожиданно отклонился от сценария и рассказал о своей встрече с Любавичским Ребе.

Тогда я не осознал всей глубины его слов, и только сейчас я понимаю их в полной мере и с должным весом. Я встречался с Ребе в течение двух с половиной часов, в результате чего Ребе подвел итог и подчеркнул три основных момента. Первый момент заключался в том, что я, как посол, несмотря на мою роль в поддержании хороших связей с иностранными государствами, должен понять и принять как аксиому, что еврейский народ — это «народ, живущий отдельно», и поэтому мы не должны доверять никаким договорам с какой-либо страной. Во-вторых, стандартное израильское утверждение о необходимости «безопасных границ» не подходит и не является убедительным, когда его слышат народы мира. В то время, когда они могут послать человека на Луну, любой оборонительный план, который зависит от границ и стратегической глубины, может быть разрушен с помощью подходящей системы противодействия. Таким образом, мы видим, что Израиль может и должен полагаться только на доброту Б-га и Его защиту. Наше использование военных средств может быть успешным только с Б-жьей помощью, по Его воле и по Его доброте. Уместным является требование, основанное на исторических границах, поскольку эта концепция знакома народам мира. Они прекрасно знают, что мы — библейский народ и носители наследия ТАНАХа. Третий пункт, который основывается на двух предыдущих, заключается в том, что еврейский народ может продолжать существовать только тогда, когда мы будем уделять первостепенное внимание традиционному еврейскому воспитанию для всех евреев мира. С течением времени я все больше и больше понимаю слова Ребе.

Всех благ!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter