СБП. Дни Мошиаха! 7 Кислева 5785 г., первый день недели Ваишлах | 2024-12-07 23:57

Четыре измерения восьмого дня

Возникает вопрос: почему обрезание делают именно на восьмой день? По Торе число семь является идеальным.

Перевод:Шолем Лугов 15.04.2024 0 554 мин.

Почему восьмой день?

Заповедь обрезать наших детей мужского пола на восьмой день после рождения упоминается в книге «Берейшит» , где Б-г повелевает Аврааму вступить в завет с Б-гом, и повторяется в начале главы «Тазрия» после того, как предписан семидневный период нечистоты после рождения мальчика.

Возникает вопрос: почему именно на восьмой день? Ведь по Торе число семь является идеальным. По словам мидраша, что «все седьмые — любимые»: седьмой день недели — суббота, седьмой год — субботний, седьмой месяц — Тишрей, седьмое поколение от Авраама — Моше и седьмое поколение от Моше — Давид. Если число семь так важно, почему бы не совершить обрезание на седьмой день?

Существует четыре уровня толкования Торы: простой («пшат»), намек («ремез»), поучительный («драш») и эзотерический («сод»).

Итак, давайте рассмотрим причину требования восьмого дня со всех этих точек зрения:

Уровень простого смысла

Простой смысл требует, чтобы мы понимали повеление обрезать ребёнка на восьмой день в контексте. В предыдущем стихе говорится о том, что мать мальчика находится в состоянии ритуальной нечистоты в течение семи дней после рождения. Отсюда логически следует, что для обрезания следует дождаться, пока мать восстановит свой статус чистоты.

Существует параллель с понятием ожидания семи дней. В книге «Берейшит» Тора рассказывает, как Лаван обманом заставил Яакова жениться на Лее, а затем предложил ему Рахель после недели празднования. Отсюда мы видим, что мы стараемся разделить два знаменательных события перерывом на семь дней, даже если они похожие. Тем более, когда первое событие — это не радость, а время, когда жена находится в состоянии отстранения от мужа, поскольку она находится в состоянии ритуальной нечистоты.

Это объяснение коренится в мидраше, в котором говорится, что было бы неловко, если бы все пришли на радостное празднование обрезания, в то время как радость родителей явно отсутствовала бы. После семи дней разлуки, за которыми следует погружение матери в микву, и они могут полностью возобновить свои отношения и восстановить радость и поделиться ею со всеми.

Другое простое объяснение состоит в том, что новорожденному требуется семь дней, чтобы окрепнуть и пройти обрезание.

Перспектива намёка

С точки зрения намёка в книге Псалмов (Псалом 119:162) есть стих, описывающий радость Давида от обрезания: «Я радуюсь слову Твоему, как нашедший огромную добычу». Этот стих, как поясняет Талмуд, намекает на обрезание и на то, что Давид ликовал по поводу того, что он был обрезан. Еврейское слово «имратеха» (אמרתיך) включает в себя звуки всех пяти органов речи: «алеф» — из горла, «мем» — из губ, «рейш» — из зубов, «тав» — из языка и «хоф» из неба.

Это объясняет значение восьмого дня, поскольку слово «восьмой» на иврите — «а-шемини», которое также содержит буквы всех пяти органов речи: «эй» — от горла, «шин» — от зубов, «мем» — от губ, «юд» — из неба, «нун» — из языка.

На этом этапе мы должны понять значение обрезания, касающегося всех органов речи.

Объяснение заключается в связи, которую наши мудрецы установили между обрезанием крайней плоти и обрезанием губ, что означает ограничение и усовершенствование силы речи. Действительно, наши мудрецы связали сексуальную непристойность со словесной непристойностью. Когда люди используют свою речь для клеветы, нецензурной лексики, ругательств и т.д., это влияет и ставит под угрозу их сексуальную неприкосновенность. И наоборот, когда люди ведут себя аморально, они также склонны злоупотреблять и развращать свою способность говорить.

Вышеупомянутое также связывает заповедь обрезания в восьмой день с законами, касающимися прокаженного, главной темы этой главы. Поражение кожными заболеваниями (известными как «цараат»), как учили наши мудрецы, было вызвано злоязычием.

Поучительный уровень

На уровне, который исследует поверхность, чтобы обнаружить более глубокий, дидактический смысл, было предложено следующее:

В Талмуде записано, как римский чиновник бросил рабби Акиве вызов с вопросом: «Зачем вам обрезать своего ребенка?», из чего следует, что дело рук Б-га якобы несовершенно и нуждается в улучшении. В ответ рабби Акива сравнил обрезание с тем, как человеческие усилия улучшают сырую пищу. Другими словами, обрезание по определению предполагает, что мы, люди, обладаем властью и разрешением улучшать работу Б-га.

Как мы получаем на это право? Только когда мы осознаем, что мир — творение Всевышнего, мы сможем получить Его разрешение улучшить его. Если мы не признаем роль Б-га как нашего Создателя, наши инициативы будут кощунственными, потому что это продемонстрирует, что мы не признаем роль Б-га, и тогда мы будем приписывать все наши достижения себе.

Б-г дает нам это разрешение, когда мы соблюдаем субботу и тем самым свидетельствуем о суверенитете Б-га над миром, который Он создал. Как только мы признаем эту роль Б-га, мы получаем разрешение улучшать мир природы.

Это объясняет, почему наши мудрецы утверждают, что обрезание происходит на восьмой день, чтобы суббота проходила перед обрезанием. Чтобы выполнить обрезание, мы должны сначала усвоить урок субботы.

Перспектива тайного смысла

С точки зрения эзотерического и мистического уровня Торы число восемь представляет силу трансцендентности. Посредством обрезания мы выходим за рамки системы святости, связанной с общепринятой структурой мира, представленной числом семь, и присутствующей в ней. Существует семь дней Творения, и поэтому число восемь представляет собой выход за пределы энергии, наделенной Творением.

В хасидизме обрезание отличается от субботы тем, что святость субботы создается нашими приготовлениями в течение недели и отдыхом в субботу. Наши усилия приносят духовный плод – святость субботы.

Напротив, святость, порождаемая обрезанием на восьмой день, не порождается нашими усилиями. Наши усилия, включая сам акт обрезания, какими бы огромными они ни были, никогда не смогут достичь этого возвышенного света Всевышнего. Акт обрезания «просто» устраняет препятствие на пути к поглощению того измерения святости, которое порождено Б-гом.

Тот факт, что обрезание происходит на восьмой день, также объясняет, почему мы совершаем этот обряд над младенцем, который совершенно не понимает, через что он проходит. Именно в этом вся суть. Обрезанием ребенок возвышается над системой разумного мышления, вводя его в завет, где у него нет понимания происходящего. Это подчеркивает идею о том, что наш завет с Б-гом не основан на логике и не ограничивается ею, а коренится в связи с Б-гом, которая бросает вызов и превосходит рациональность.

Эта идея связывает обрезание с мессианской эрой, когда наши мудрецы учат, что струнный инструмент, называемый арфа, будет состоять из восьми струн, в отличие от арфы Давида, который состоял только из семи струн. Мессианская эра откроет нам постоянную связь с трансцендентным уровнем Б-жественности. Весь мир подвергнется духовной форме обрезания, и все зло исчезнет с Земли, что позволит полностью раскрыть самую возвышенную Сущность Б-га.

Подводя итог, нужно отметить, что обрезание проводится на восьмой день, потому что:

1) Обрезание осуществляет переход от дней нечистоты к радостному дню повышенной духовности и обеспечивает ребенка силами перенести обрезание.

2) Обрезание связывает нас с чистотой речи, что отражается в том факте, что еврейское слово «восьмой» содержит буквы, обозначающие все пять органов речи, как и еврейское слово «Твои слова», которое относится к обрезанию.

3) Неделя субботы дает нам возможность и «лицензию» вносить изменения в работу Б-га.

4) Число восемь указывает на трансцендентный аспект Б-га, который бросает вызов логике и доступен, когда мы устраняем препятствие крайней плоти посредством обрезания, и готовит нас к Мессианской эре, когда все препятствия будут устранены и Сущность Всевышнего будет полностью раскрыта. Источник: Four Dimensions Of The Eighth Day

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter