СБП. Дни Мошиаха! 20 Сивана 5784 г., четвертый день недели Шлах | 2024-06-26 04:55

Освобождение зависит от нас!

В начале этой главы даются обещания в награду за соблюдение Торы, настолько грандиозные, что они еще не исполнились…

Перевод:Д. Беляев 21.05.2024 262 мин.

Начнем с шутки. Белка сидела на дереве и вдруг увидела корову, пытавшуюся забраться наверх. Корова попыталась прыгнуть, запуталась в ветках, упала и попыталась снова. После четырех прыжков и множества царапин у коровы все получилось! Корова сидела рядом с белкой, тяжело дыша. Белка в шоке посмотрела на корову и спросила: «Корова, что ты делаешь?» «Я пришла поесть орехов»? — был ответ. «Но это не плодоносящее дерево!» — удивилась белка. «Ничего страшного, я принесла немного с собой», — ответил корова...

На этой неделе мы будем учить главу «Бехукотай», которая завершает книгу «Ваикра». В начале этой главы даются обещания в награду за соблюдение Торы, настолько грандиозные, что они еще не исполнились…

В книге «Учение коэнов» некоторые из этих обещаний объясняются как будущая награда, которую мы получим во время Освобождения. Например, стих (26:4): «Дерево полевое даст плоды свои» объясняется как пророчество эпохи Освобождения: «Откуда мы знаем, что даже бесплодные деревья дадут плоды в будущем? Так как сказано, что дерево полевое даст плоды свои».

Эти и другие пророчества, обещающие сверхъестественную награду в эпоху Освобождения, на первый взгляд противоречат постановлению РАМБАМа («Законы Королей» 12:1): «Не предполагайте, что в эпоху Мошиаха изменится какая-либо грань природы мира или появятся новшества в процессе творения. Скорее, мир будет продолжать существовать по своему образцу». РАМБАМ утверждает, что в дни Мошиаха в мире не произойдет никаких изменений; природа мира останется прежней, хотя и в лучшем виде, без войн, воровства и коррупции, зависти, ненависти или конкуренции. Вопрос в том, что РАМБАМ собирается делать со всеми стихами из ТАНАХа и текстами, из которых очевидно, что произойдут серьезные изменения в устройстве мира?

В длинной и сложной беседе (см. «Ликутей Сихот» том 27, стр. 222-240) Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах приводит и анализирует множество ответов на этот сложный вопрос, к которому обращались многие великие комментаторы на протяжении многих поколений. Он предлагает одно исчерпывающее объяснение, которое дает возможность успокоиться и разрешить все противоречия.

Мы приведем несколько ответов, которые Ребе отвергает, и закончим изложением мнения Ребе.

1. Возможно, мы можем сказать, что РАМБАМ утверждает, что эти обещания метафоричны, как он сам объясняет стих «И волк будет жить (рядом) с овном, и леопард — рядом с козленком лежать». Он говорит: «Толкование пророчества следующее: Израиль будет жить в безопасности вместе с нечестивыми язычниками, которые уподобляются волку и леопарду». Если это так, то, возможно, и стих в нашей недельной главе тоже можно понимать как метафору. Ребе отвергает это по двум причинам. Во-первых, стихи можно объяснить как метафоры, но очень трудно объяснить Талмуд как иносказания. В конце концов, с каких пор наши мудрецы говорят загадками?

Кроме того, эти объяснения появляются в Талмуде в конце трактата «Ктубот», как часть темы, в которой обсуждаются законы, которые, конечно, нужно понимать (и исполнять) буквально, и в рамках целой серии материальных обещаний, которые нужно толковать буквально.

2. РАДВАЗ утверждает, что между Землей Израиля и другими местами есть существенное различие. В Земле Израиля все стихи будут исполнены буквально. То, что РАМБАМ говорит о продолжении мира естественным путем, относится к остальному миру. Звучит неплохо… только в Земле Израиля жизнь будет хорошей, а остальные народы будут продолжать страдать от жизни в изгнании (в более здоровом виде)… они это заслужили… Но и это объяснение неудовлетворительно, потому что РАМБАМ говорит, что ничего не изменится в привычном укладе мира, а если в Земле Израиля изменится весь природный порядок, то это значительное изменение в природе мира, и это определенно считается изменением привычного уклада мира!

Более того, во времена Бен Козивы, который, по мнению РАМБАМа, был достоин стать Мошиахом, мы не видели никаких изменений в укладе мира даже в Земле Израиля!

3. Каббалист, рабби Меир бен Габай, автор книги «Аводат а-Кодеш», объясняет, что «все вещи в творении останутся такими, какими они были в начале своего появления», то есть природа мира вернется к той, какой она была в начале творения, до греха Древа Познания Добра и Зла, когда «деревья полевые (все на самом деле) давали свои плоды». Таким образом, это не будет считаться отменой естественного порядка, поскольку такова реальная природа мира с момента его возникновения.

Однако и это объяснение оставляет некоторые сомнения, поскольку: 1) Откуда мы знаем, что именно таким был мир до греха Древа Познания? 2) Из формулировки РАМБАМа ясно, что он отрицает не только новизну в творении, но даже изменение в укладе мира, а эти пророчества, безусловно, являются огромным изменением в укладе мира. Даже тот кто изучает простой смысл Торы понимает, что эти пророчества нельзя трактовать как то, что мир следует своему привычному укладу.

Вопрос о РАМБАМе становится более актуальным, если учесть мнение РАМБАМа о высшей награде в Грядущем мире и о пробуждении мертвых. Первые законоучителя расходятся во мнениях относительно того, будет ли Грядущий мир, когда мы получим высшую награду за исполнение Торы и заповедей — это пробуждение мертвых (души в телах) или это произойдет в Раю (души без тел). Согласно РААВАДу и РАМБАНу (а это постановление в учениях каббалы и хасидизма), Грядущий мир — это пробуждение мертвых. То есть, совершенство «этого мира» будет в Дни Мошиаха, а затем, на более позднем этапе, после Дней Мошиаха, будет Грядущий мир и пробуждение мертвых.

Но, согласно РАМБАМу, пробуждение мертвых произойдет раньше, в Дни Мошиаха, как часть сценария этого мира, потому что, по его мнению, пробуждение мертвых не является высшей наградой, и после него все поднимутся в Рай, где будут только души без тел. Согласно этому, противоречие присутствует даже в словах самого РАМБАМа! Как может РАМБАМ говорить, что в Дни Мошиаха мир будет продолжать жить нормально, когда он сам говорит, что тогда восстанут мертвые? Разве есть более серьезное изменение в природе мира, чем это?

Этот вопрос привел Ребе к поразительно новому пониманию. Согласно объяснению Ребе, РАМБАМ утверждает, что в Дни Мошиаха будет две эпохи! В начале Дней Мошиаха все будет идти как обычно, но после этой эпохи наступит другая эпоха Дней Мошиаха, в которой обязательно произойдут многие изменения, такие как обещание о деревьях, дающих плоды, которое появляется в нашей недельной главе, а также пробуждение мертвых, и так далее, и тому подобное.

Согласно объяснению Ребе, мы должны различать два типа пророчеств и обещаний. Стихи в Торе и ТАНАХе о самом Мошиахе, о том, что он будет делать и что произойдет в мире после его прихода, нужно объяснять метафорически. Поэтому он интерпретирует стих о волке и ягненке как метафору о нечестивых народах мира и еврейском народе, поскольку этот стих появляется в ТАНАХе как продолжение прихода Мошиаха: «И выйдет отросток из ствола Ишая».

В противоположность этому, стихи и высказывания мудрецов, в которых речь идет не о прямом продолжении прихода Мошиаха, а о различных пророчествах о будущем, РАМБАМ понимает буквально, но утверждает, что они произойдут в более позднее время.

Ребе продолжает объяснять еще несколько важных вопросов, над которыми трудились комментаторы РАМБАМа, но мы пока ограничимся этим.

Ребе заканчивает свое удивительное объяснение очень важным заявлением. Описание Освобождения в трудах РАМБАМа — это законодательное описание прихода Мошиаха. Мир закона — это четкий, определенный мир, мир, который не зависит от духовного состояния еврейского народа или его поведения. Поэтому РАМБАМ объясняет Освобождение самым буквальным образом, какой только может быть в законодательной плоскости. Конечно, события в мире, такие как приход Мошиаха, будут в значительной степени зависеть от поведения еврейского народа. То есть, вполне возможно, что если еврейский народ находится на более высоком духовном уровне, «достоин», как выражается Талмуд, то даже в начале Дней Мошиаха будут происходить впечатляющие чудеса, превосходящие природу. РАМБАМ просто излагает законодательную реальность: даже если еврейский народ будет находиться на низком уровне, «не удостоен заслуг», Освобождение все равно придет, но оно будет облачено в одеяния законов природы.

Этот уникальный взгляд Ребе на каждого еврея, где бы он ни находился, что даже если еврейский народ находится на низком уровне, он заслуживает Освобождения, и Освобождение придет, — это то, что ведет к следующей истории.

Некий вице-президент известного колледжа был известен тем, что щедро жертвовал своим временем в пользу еврейского образования, которое было одной из самых глубоких забот Ребе.

В частности, он использовал свой опыт работы с местной бюрократией, чтобы помогать еврейским учреждениям в подготовке необходимых заявок на получение государственного и федерального финансирования. На протяжении многих лет он получал огромное удовлетворение от того, что благодаря его усилиям многочисленные школы и институты получали необходимое финансирование. Однако в какой-то момент он начал замечать, что его успехи заметно снижаются. Разобравшись в ситуации, он обнаружил, что его заявки даже не доходили до федеральных офисов. Более того, их регулярно отмечал и дисквалифицировал клерк из еврейских сотрудников, который намеренно искал мелкие недостатки в каждой заявке.

Однажды в воскресенье днем, получая от Ребе доллар на благотворительность, он вкратце описал ситуацию. В ходе рассказа он так разволновался, что проболтался: «В прошлом, когда кто-то мешал еврейскому народу, наши лидеры вмешивались „сверху“, чтобы убедиться, что он больше не может мешать. Вот о чем я прошу в отношении этого клерка…»

Ребе терпеливо выслушал, а затем ответил: «Даже если человек на девяносто процентов лишен доброты и заслуг, он должен помнить, что у него все равно есть десять процентов положительных качеств».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter