Суровые слова упреков Торы содержатся в недельной главе «Бехукотай». По этому поводу Талмуд («Мегила» 31б) приводит следующее учение мудреца рабби Шимона бен Элазара, что Эзра постановил, чтобы евреи читали проклятия из книги «Ваикра» перед праздником Шавуот, а проклятия из книги «Дварим» — перед Рош а-Шана.
Талмуд спрашивает: «В чем причина этого?» и дает ответ: «Чтобы год окончился вместе с его проклятиями». Талмуд задается вопросом, какое отношение это имеет к чтению проклятий в книге «Ваикра», ведь это можно понять только в книге «Дварим», которую читают в конце года, но что касается проклятий в книге «Ваикра», разве Шавуот является главой года?
Талмуд отвечает, что Шавуот также является главой года, ибо мы узнали из Мишны, что в Шавуот производится суд над плодами деревьев.
Можно задать следующий вопрос: в той же Мишне, которую цитирует Талмуд и в которой говорится, что в Шавуот Б-г судит плоды деревьев, также упоминается Песах как время, когда судят плоды. Почему же тогда мы не читаем проклятия перед Песахом, указывая на то, что год с его проклятиями должен закончиться до наступления нового года для плодов?
Простой ответ заключается в том, что между людьми и деревьями существуют особые отношения, как сказано в книге «Дварим». Следовательно, праздник Шавуот также связан с нами, людьми.
Однако нам все же необходимо понять, зачем нужны два набора проклятий и почему их нужно читать перед Рош а-Шана, а затем перед Шавуот, чтобы завершить год и его проклятия. Почему не достаточно одного такого подведения итогов?
Ответ можно дать, обратившись к высказыванию в Талмуде: если человеку не хватает заслуг и утонченности, его изучение Торы, самого источника и воплощения благословения, может превратиться в проклятие и стать уделом смерти. Как это происходит?
Когда человек забывает осознать, что Тора — это мудрость Творца, и воспринимает ее не более чем созданные человеком красивые стихи, прозу, историю, мудрость и даже вдохновение, Тора может стать источником негативной энергии.
На эту идею намекает самое начало Торы, которое начинается с буквы «бет». Наши мудрецы спрашивают: почему Тора не начинается с буквы «алеф», первой буквы еврейского алфавита. Талмуд отвечает, что буква «алеф» — это начальная буква слова «арур», что означает проклятие, а буква «бет» — это начальная буква слова «браха», что означает благословение.
Ребе задает вопрос: разве это не произвольно? Есть много положительных слов, начинающихся с буквы «алеф», и можно найти слова с негативным оттенком, начинающиеся с буквы «бет».
И Ребе отвечает, что когда человек приступает к формальному изучению текста Торы, не будучи ознакомлен с предпосылкой, что Тора — это Б-жественная мудрость, это изучение может привести к проклятию, не дай Б-г. Иными словами, если «алеф», то есть первый шаг, в изучении Торы — это ее литературные и интеллектуальные аспекты, это может привести к тому, что человек откажется от ее учения и впадет в моральное вырождение.
И наоборот, когда человек приступает к формальному и текстуальному изучению Торы в качестве бет, то есть второго шага после первого принятия ее Б-жественной природы, это будет иметь благотворный эффект; это принесет безграничное благословение.
Теперь мы можем понять, почему существует необходимость в двух чтениях проклятий и что оба они должны завершиться до наступления нового года:
Есть особое послание, которое мы извлекаем из проклятий, читаемых перед Рош а-Шана. Рош а-Шана — это годовщина сотворения человечества и, как следствие, всего сущего. Мы знаем, что мир был создан таким образом, чтобы скрыть своего Божественного Творца. Само слово «мир» (на иврите «олам»), связано со словом «элем», что означает «сокрытие». Природа скрывает свой истинный Б-жественный характер и сущность. Если человек слеп к истинной сути бытия, вся его жизнь будет подвержена проклятиям. Мир без Б-га — это мир хаоса, безнравственности и конфликтов, угрожающий нам самой своей нестабильностью. Поэтому мы должны завершить год чтением Торы о проклятиях, чтобы положить им конец и подготовиться к Рош а-Шана, когда мы признаем верховенство Б-га и обязуемся Ему подчиниться.
Однако этого недостаточно. Существование мира зависит от Торы, как сказано в книге «Зоар»: «Б-г смотрел в Тору и создавал мир». Тора, утверждают наши мудрецы, — это сам чертеж мира. Изучая Тору, мы поддерживаем мир и не даем ему исчезнуть; как добавляет «Зоар»: «Мы изучаем Тору и поддерживаем мир».
Однако можно исказить основной дух Торы, отрицая или даже игнорируя ее Б-жественное авторство, и тем самым поставить под угрозу ее действенность. Изучение Торы может быть испорчено и превратиться в проклятие, не дай Б-г.
Готовясь к празднику Шавуот, годовщине дарования Торы на горе Синай, мы читаем проклятия в книге «Ваикра». Это как бы говорит о том, что мы закончили год и покончили со всеми его потенциальными проклятиями, которые могут быть связаны с Торой. Поэтому к принятию Торы в Шавуот мы подходим с полной мерой святости и благословения, которые содержатся в Торе и порождаются ею.
РАМБАН и МААРША объясняют, что два прочтения проклятий соответствуют разрушению двух Святых Храмов. Первая версия проклятий предсказывала последствия разрушения первого Храма вавилонянами, а вторая версия предвещает опустошение, последовавшее за разрушением второго Храма римлянами.
Это связано с нашим анализом необходимости двух наборов проклятий, одного перед Рош а-Шана и одного перед Шавуот:
Проклятия перед Шавуот связаны с отрицанием Б-жественного авторства Торы, тогда как проклятия перед Рош а-Шана относятся к хаотическому состоянию мира, который не признает Б-жественного верховенства.
Первый Храм, говорится в Талмуде, был разрушен из-за того, что люди не произнесли благословение перед изучением Торы. Это, как объясняют комментаторы, указывало на то, что они не ценили Б-жественность Торы.
Хотя библейский рассказ приписывает им наказание за гораздо более ужасные преступления, такие как убийство и идолопоклонство, тем не менее, Талмуд называет их неспособность оценить силу Торы главным грехом. Отсутствие уважения к Торе завело их далеко вниз, до такой степени, что они стали совершать самые отвратительные преступления. Все началось с того, что они не произносили благословение на Тору.
Однако Второй Храм был разрушен в первую очередь из-за раскола и бессмысленной ненависти, охватившей общество.
Связь с Рош а-Шана можно объяснить, рассмотрев стих из книги «Дварим», который гласит: «И был владыка в Йешуруне, когда собираются вожди народа». РАШИ замечает: «Когда Б-г является нашим владыкой? Когда среди Его подданных есть единство».
Отсутствие единства, царившее в конце эпохи Второго Храма, было признаком того, что народ не полностью принял Б-га как своего владыку. Поэтому чтение проклятий перед Рош а-Шана призвано подчеркнуть необходимость положить конец проклятию разделения и конфликтов и тем самым гарантировать, что Б-г примет наши мольбы быть нашим владыкой и благословит нас хорошим и сладким годом.
Чтение проклятий перед Шавуот — это наш способ обратиться к Б-гу с просьбой положить конец проклятиям, связанным с недостаточной оценкой Торы, чтобы, когда наступит Шавуот и мы получим Тору заново, мы приняли ее с радостью и смыслом, как это было принято благословлять у Ребе.
Проклятия связаны с изгнанием. Завершая год со всеми его проклятиями, мы на самом деле молимся о прекращении изгнания, в котором Тора компрометируется, и просим Его послать нам Мошиаха, который раскроет все скрытые аспекты Торы.