СБП. Дни Мошиаха! 21 Адара 5784 г., шестой день недели Ки тиса | 2024-03-01 02:10

Освобождение для одного, освобождение для всех

Какая связь между недельной главой «Хукат» и 12-13 Тамуза? Что мы можем выучить из этого об истинном и полном Освобождении?

477 (0) мин.

Начнем с шутки. Однажды молодой человек, познакомившийся с ХАБАДом, вернулся домой 12 Тамуза, а мама спросила его: «Где ты был?» Он ответил: «На хасидском фарбренгене в честь освобождения предыдущего Ребе из тюрьмы». Прошло несколько месяцев и он вернулся домой поздно вечером 10 Кислева, а мама спросила его: «Где ты был?» Он ответил: «На хасидском фарбренгене в честь освобождения из тюрьмы Мителер Ребе». Через неделю, 19 Кислева, он сказал, что пришел с хасидского праздника, посвященного освобождению из тюрьмы Алтер Ребе. Его мама, потрясенная, спросила: «Это с какой же компанией ты связался, в которой все раввины сидели в тюрьмах?»

Все за одного…

В эту субботу мы читаем недельную главу «Хукат» и будем отмечать 12-13 Тамуза, дни освобождения Ребе РАЯЦа. Порядок событий в календаре устроен не случайно, и из него мы извлекаем уроки. Какая связь между недельной главой «Хукат» и 12-13 Тамуза? Что мы можем выучить из этого об истинном и полном Освобождении?

Известно, что Ребе РАЯЦ написал: «Не меня одного освободил Всевышний в день 12-го Тамуза, а всех, кто любит нашу святую Тору и соблюдает ее заповеди, и даже тех, кто лишь называется евреем, ибо каждый еврей… сердцем своим един с Б-гом и Его Торой».

Возникает вопрос: а так ли это на самом деле? Разве ассимилированного еврея в Австралии или США действительно волнует, что Любавичский Ребе был освобожден из тюрьмы в России? Как освобождение Ребе РАЯЦа влияет на жизнь кого-то на другом конце света? И как он был освобожден благодаря освобождению предыдущего Ребе?

Мы можем задать тот же вопрос об истинном и полном Освобождении. Будет ли Освобождение только для тех, кто ждет ее с нетерпением, кто соблюдает Тору и надеется увидеть Третий Храм, или по крайней мере тех, кто чувствует тяжесть изгнания и оплакивает разрушение Храма? Или это будет Освобождение для каждого еврея, даже для того, кто не знает, что такое Освобождение и зачем оно нам надо?

Ответ на этот вопрос кроется в названии недельной главы — «Хукат». Учение хасидизма объясняет, что название «Хукат» связано со словом «хакика» (гравировка). Разница между письменными и гравированными буквами заключается в том, что когда вы пишете что-то на бумаге или пергаменте, буквы отделены от пергамента. Когда вы высекаете буквы на камне, буквы становятся частью камня. Это различие символизирует вечную связь между божественной душой и Б-гом.

Суть еврея — его божественная душа, которая едина с Б-гом. Она выгравирована под Троном Славы, так что она неотделима от Творца. Это вечная связь, и ничто не может ее изменить. Каждый еврей имеет внутри себя эту искру еврейства, постоянную связь с Б-гом, от которой он не хочет и не может оторваться. Эта связь называется сущностная душа еврея. Проблема в том, что эта искра еврейства, эта божественная точка… находится в изгнании! Она находится во внутренней тюрьме обусловленной тем, что она спустилась в тело и была окружена животной душой и злыми наклонностями.

Если мы хотим, чтобы искра еврейства оказала влияние и раскрылась во всей своей славе, чтобы она глубоко повлияла на еврея так, чтобы он жил жизнью Торы и заповедями и был связан с Б-гом в каждой детали и каждом моменте своей жизни, мы должны освободить божественную душу от ее ограничений. Мы должны освободить душу из ее тюрьмы, от чуждой ей оппозиции.

Но как? Как мы освободим еврея, который не знает, что он в изгнании? Как освободить заключенного, который не знает, что он в тюрьме? Ответ на этот вопрос содержится в нашей недельной главе!

И один за всех

Ближе к концу недельной главы Тора преподносит нам важный урок о связи между евреем и главой поколения. С одной стороны, в стихе сказано, что Моше послал гонцов к царю Эдома, чтобы попросить у него разрешения для еврейского народа пересечь его землю. С другой стороны, когда Тора описывает гонцов, посланных к царю Эмора, она говорит, что их послал еврейский народ, а не Моше. История на этом не заканчивается. В книге «Дварим» сказано прямо противоположное, что Моше говорит о себе, что именно он послал гонцов к Сихону, царю Эморейскому, а в книге «Шофтим» Ифтах говорит, что это еврейский народ послал гонцов к царю Эдома, а не Моше.

Что же здесь происходит? Кто кого послал, когда, куда и зачем?

РАШИ в нашей недельной главе раскрывает эту загадку. «Моше — это еврейский народ, а еврейский народ — это Моше, чтобы сообщить нам, что глава поколения подобен всему поколению, потому что глава — это всё». Есть нечто внутреннее, что создает связь между еврейским народом и главой поколения, Моше-рабейну поколения, поэтому весь народ сравним с Моше, и Моше сравним со всеми ими; потому что глава — это всё. Всё, что у нас есть, мы получаем от главы поколения.

Когда Ребе РАЯЦ был освобожден, что-то глубокое и сущностное раскрылось в каждом еврее; искра еврейства внутри него была освобождена. Когда еврей освобождается, он раскрывает то, что он в действительности представляет собой; ему не нужно становиться кем-то другим. Цепи, которые сковывают нас и не позволяют нам раскрыть нашу истинную сущность, просто нужно снять. Наша истинная сущность должна быть раскрыта; та сущность, которая всегда находилась в изгнании, но была скована, скрыта. Именно эта сущность была раскрыта и освобождена с помощью Освобождения. Как Ребе сказал в беседе 12 Тамуза: «Освобождение раскрыло истинную сущность каждого еврея, сущность его души, и из этого аспекта сердцем своим един с Б-гом и Его Торой».

Что касается нас, то в связи с истинным и полным Освобождением от нас требуется только одно: проявлять сущность нашей божественной души в повседневной жизни, использовать ее, приводить ее к реальному раскрытию во всех своих душевных силах — в первом проблеске мысли и ее развитии, в нашем мозге, в любви и трепете сердца, а также в мыслях, речи и действиях.

А теперь мы расскажем историю, которая показывает, как каждый еврей будет освобожден в эпохе финального Освобождения. В одном еврейском городе жил нечестивый вероотступник, доносивший на своих братьев-евреев властям. Ученые Торы приняли решение, что, согласно закону Торы, этот человек заслуживает смерти. Они молились о смерти доносчика, но их молитвы не были приняты.

Они увидели, что праведник, р. Зеэв-Вольф из Збаража (сын рабби Михла из Злочева), защищает доносчика своими молитвами, поэтому они отправились в Збараж, чтобы обсудить это с р. Зеэвом.

Они сказали, что они увидели пророческим духом, что от этого нечестивца не произойдут праведники, и поэтому нет причин не молиться о его смерти.

Рабби Зеэв выслушал, а затем сказал:

Король Давид говорит, что в эпоху Освобождения правители народов принесут дар тому, кого боятся. Они захотят сделать подарок Мошиаху и задобрить его за все те ужасы, которые они причинили еврейскому народу в изгнании, чтобы он не мстил. Правители всего мира соберутся, чтобы посовещаться о том, как спастись от гнева Мошиаха. Мудрецы народов будут высказывать свои мнения, а потом в какой-то момент самый мудрый из них встанет и скажет: «Вы должны знать, что то, что вы сказали, — чепуха. Мошиах не нуждается в ваших дарах! Вот что я советую. Пошлите ему то, что он считает самым ценным из всего. Давайте пошлем ему в подарок еврея!» Цари народов согласятся и начнут искать, кого они могут дать в дар Мошиаху. Проблема в том, что в то время в землях народов не будет ни одного еврея, так как все они сделали раскаяние, и облако перенесло их в Землю Израиля. После долгих поисков они найдут нечестивого еврея, чье сердце подобно камню. Они найдут этого доносчика, которого вы хотите проклясть, и отправят его с большими почестями к Мошиаху. Тогда Мошиах встанет и скажет: «Еврей? Это величайший подарок для меня, потому что даже самый плохой еврей дороже всего на свете».

Праведник закончил свой рассказ и сказал: «И этот великий дар вы хотите проклясть?»

Опубликовано: 18.06.2023 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter